Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Гомельское отделение Белорусской железной дороги

День Чернобыльской трагедии

elektronnye_obracsheniya.png
Расчет тарифов

23 апреля 2021

26 апреля отмечается День Чернобыльской трагедии. В ночь на 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая в мировой истории ядерная техногенная катастрофа в украинском городе Припяти в нескольких километрах от белорусской границы.
Время удаляет нас от тех трагических событий 35-летней давности, затушевывает боль потерь и разочарований. Но они, как и люди, в них участвовавшие, остаются в нашей памяти и сердцах.
К ликвидации аварии были привлечены более 800 тысяч граждан Советского Союза. Вклад железнодорожников Гомеля в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции трудно переоценить.
28 апреля в Гомеле появилась информация об аварии на Чернобыльской атомной станции.     Несмотря на то, что стали проясняться последствия взрыва, рекомендации для населения о правилах поведения в данной обстановке соответствующие органы все ещё не предоставлялись. Погода в эти дни была солнечная при слабом южном ветерке. Гомельчане семьями высыпали на улицу, проходила первомайская демонстрация, концерты во всех районах города. 9 мая на стадионе «Локомотив» железнодорожники Гомельского узла семьями праздновали День Победы. Следующие несколько дней мая были спокойными. Жители города, как обычно, ходили на работу, занятия, за покупками, водили детей в детские сады и ясли.
Вскоре появились слухи, будто реактор разогревается и под ним плавятся конструкции, удерживающие его от провала в бассейн с водой. Если такое случится, произойдет взрыв, результаты которого непредсказуемы. Тогда гомельчанам может грозить смертельная опасность от радиации. В городе начала ощущаться паника. Кто имел возможность, увозили свои семьи в другие города.
Свободных мест в поездах не было: люди пытались проникнуть в вагоны без билетов, заполняли проходы и тамбуры. Был получен негласный приказ отобрать из проходящих поездов необходимое количество грузовых вагонов, годных к перевозке людей. Они стали накапливаться на станциях вокруг города. На местных предприятиях разрабатывались маршруты пешей эвакуации населения. Все ожидали худшего, но неожиданно пришло распоряжение: подготовку к эвакуации прекратить, героическими усилиями эвакуаторов угроза повторного взрыва реактора устранена.
Наступало время осознания случившегося и принятия новой реальности.
Работа по ликвидации последствий аварии стала повседневной и тяжелой для тысяч привлеченных военнослужащих и гражданских. Многие районы Гомельской области и прилегающих территорий оказались в зоне повышенной радиации.   Гомельские железнодорожники принимали активное участие в доставке необходимых грузов на территорию АЭС. На станции Хойники постоянно работали несколько тепловозов, которые подавали вагоны и платформы под разгрузку. Машинисты тепловозов регулярно менялись.
Загруженные на белорусских карьерах песочные и щебеночные вертушки доставляли к различным местам разгрузки, а из Гомеля и Калинковичей возили военнослужащих для работы на станции Хойники. Имели дело и с путейскими машинами ПМС-117 по вырезке грунта. Потом этот грунт вывозился в места захоронения. Через каждые трое суток производилась смена локомотивных бригад. Перед их отправкой в район работ людей тщательно осматривали в медпункте, а машинисты-инструкторы проводили специальный инструктаж.
На участке Василевичи – Хойники курсировал дизель-поезд ДР1А-167 для доставки людей к месту работ. Им по очереди управляли машинисты, которые менялись через каждые двое суток. Машинисты, помощники машинистов, слесари, работавшие на станции Хойники и Василевичи, во время отпуска проходили потом лечение в санатории-профилактории Гомельского отделения дороги.
Особое внимание уделялось подвижному составу, который становился только на плановые виды ремонта по графику, а ремонтный персонал оберегался от излишней опасности. Как известно, при работе тепловозов и другого тягового подвижного состава огромные объемы воздуха вентиляторами прогоняются через электрические машины для их охлаждения. Со временем на их деталях и воздуховодах накапливалась радиация. Для контроля за состоянием техники в депо была создана бригада дозиметрического контроля и дезактивации локомотивов. Бригада производила специализированный контроль радиоактивного заражения и дезактивации тепловозов и дизель-поездов в специально отведенном месте на территории предприятия. Для этого была приобретена специальная моечная машина и соответствующие моющие средства. Машина была оснащена системой замкнутого круга циркуляции воды, обдувкой электрических машин тепловозов и системой продувки их фильтров. Отработанная вода с химическими присадками сливалась в специальную емкость, которая ежесуточно опорожнялась специальной автомашиной. Радиоактивная жидкость вывозилась на могильники в зоны отселения. Дезактиваторщики были в спецкостюмах. Их рабочий день продолжался четыре часа. Дезактивации подвергались локомотивы, работавшие в зонах заражения Гомельской и Могилевской областей.
Кроме замера уровня радиации и мойки систем тепловоза, перед постановкой в цех повторно проводился дозиметрический контроль. Все его результаты передавались ежесуточно в соответствующие организации и фиксировались в специальных журналах. Впоследствии были списаны и утилизированы работавшие на станции Хойники дизель-поезд ДР1А-167, тепловозы М62-1704, М62-1705. И это несмотря на то, что они ежесуточно подвергались частичной дезактивации. Потом были списаны, разобраны и захоронены в могильник радиоактивных материалов еще несколько маневровых тепловозов.
В течение последующих лет уровень радиоактивности уменьшался, постепенно приближаясь к допустимой величине. В контроле загрязнения подвижного состава уже не было необходимости.
Авария на Чернобыльской атомной электростанции потрясла все человечество. Эта дата постоянно напоминает о том, что огонь ядерного пожара может легко уничтожить жизнь на нашей планете. Множество людей подверглось радиоактивному облучению, тысячи гектаров земли стали непригодными для проживания и обработки. Участники ликвидации аварии ценой своего здоровья, а нередко и ценою жизни спасли народы Европы от разбушевавшегося атома.
Чернобыльская трагедия — это горький урок для всех нас, это жестокое напоминание о том, что мирный атом коварен и не терпит беспечности.

image001.jpg

К списку новостей за 2021 год