Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Гомельское отделение Белорусской железной дороги

На страже пожарной безопасности

elektronnye_obracsheniya.png
Расчет тарифов

22 июля 2020

На территории Беларуси ещё с конца 14 века существовала пожарная охрана. В хрониках 14 века Великого княжества Литовского она имелась в городах с Магдебургским правом.
В 14-15 веках в городах действовали «огненные порядки», которые требовали сократить использование огня, а тушение пожаров вменялось в обязанность каждого горожанина.
Заметив пожар у соседей, жители бежали со своим инвентарём на борьбу с огнём. Неорганизованная и необученная масса людей, а также отсутствие специальных средств, в конечном итоге, приносили мало пользы.
Не спасало ситуацию и привлечение к тушению пожаров расквартированных в городах воинских частей и гарнизонов.
Коренные изменения были попросту неизбежны, и первыми шагами в этом направлении стали Губернская реформа 1775 г. и принятие в 1782 г. «Устава благочиния или полицейского», положивших начало новой системе охраны общественного порядка.
В обязанности созданных полицейских органов вменялось, в том числе, и ответственность за обеспечение пожарной безопасности.
Должностные лица, в первую очередь городничие, обязаны были смотреть за пожарной безопасностью в домах, требовать от их владельцев соблюдения крайней осторожности от огня, а в случае пожара – брать на себя руководство по его тушению и «обывателей заставить приложить в том старание».
В городах была организована круглосуточная служба нахт-вахтеров (будочников), для которых на перекрестках важнейших улиц установили сторожевые будки. Повсеместно начинают обустраиваться «съезжие дома» для хранения городского пожарного инструмента, а для более эффективного использования имеющихся средств пожаротушения от каждых 10 домов выбираются десятские, в чьи обязанности входит в случае загораний обеспечить бесперебойную работу заливных пожарных труб из городского арсенала.
Однако вследствие того, что деньги на приобретение пожарного инструмента необходимо было выделять из городских доходов, заготавливалось необходимое оборудование зачастую по остаточному принципу.
Что бы хоть как-то улучшить ситуацию 7 июня 1812 г. по высочайшему повелению в Санкт-Петербурге и Москве были «учреждены по одному Депо для делания пожарных инструментов» и рассылки их по всем губерниям империи.
Тогда же, «дабы вящее распространить искусство в заготовлении столь полезных и необходимых для безопасности общей орудий» предписывалось направить в эти депо из каждой губернии (Витебская, Гродненская, Минская и Могилевская были предписаны к Санкт-Петербургскому Депо) по три человека «из способных», что бы «люди сии, по мере приобретения ими нужного знания, возвращались в свои губернии, и приносили там пользу».
Но меньше чем через неделю – 12 июня – войска Наполеона переправились через Неман – началась война 1812 г.
Вернулись к вопросу пожарного обустройства лишь в 1818 г.
10 января 1818 г. принимается Именной, объявленный Управляющим Министерством Полиции всем гражданским губернаторам Указ «Об устройстве Полиции в губернских городах и в особенности пожарной части». В городах формируются пожарные части. Для каждой части определено количество пожарного инструмента, обоза, лошадей и фурманов, а также свой дом с нужными пристройками. Брандмейстеру (мастеру по тушению пожаров) полагались два ученика, знающие починку и обращение с машинами. Выделялись деньги на единовременное обустройство и на годовое содержание.
Тем не менее, будучи малочисленными (к примеру, Минская городская пожарная команда в 1826 г. состояла из брандмейстера, двух унтер-брандмейстеров и трех пожарных), даже современниками они не рассматривались в качестве силы, способной оказывать полноценную пожарную помощь.
Усугублялась ситуация и тем, что Военное Министерство, в чьи задачи входило комплектование пожарных команд 
отправляло полицейским пожарных-служителей солдат «неимеющих некоторых на ногах пальцев, непрепятствующих хождению», а затем и вовсе лиц из числа отбывших наказание.
Как бы там не было, но в 1830-м году правительство впервые делает попытку сопоставить порядок оказания «пожарной помощи» с реальной потребностью городов, в связи с чем «пожарная часть» неуклонно благоустраивается: увеличивается количество пожарных команд и их численный состав, закупаются лошади и «все принадлежащие к пожарному употреблению инструменты», выстраиваются отдельные здания «для помещения пожарных инструментов с каланчами и выставками сигнальных знаков».
Завершением же организационной структуры пожарной службы в этот период стало принятие 17 марта 1853 г. «Нормальной табели составу пожарной части в городах». Все города, кроме столиц, по числу жителей были разделены на 7 групп. На территории Беларуси таких городов оказалось 34. Известно, что 25 июля (по-новому стилю) 1853 года  Минское губернское правление и Минская городская дума рассмотрели вопрос «О создании пожарной части в г. Минске». Была утверждена смета расходов на содержание пожарной части в составе 51 человека. Поэтому с 25 июля 1853 года начинается история профессиональной пожарной службы нашей республики.
Справедливости ради стоит отметить, что с момента принятия «Нормальной табели» и до конца 19 века численность пожарных команд оставалась практически неизменной, что естественно не способствовало снижению числа пожаров и убытков от них.
В то же время пожарные команды использовались где угодно, но не на тушении пожаров. Практически в каждом городе по усмотрению губернатора, полицмейстера или городского головы на пожарных возлагались дополнительные задачи, не относящиеся к их прямым обязанностям. Огнеборцам предписывалось возить дрова и воду в полицейские участки, чистить снег, зажигать и тушить уличные фонари, отлавливать бродячих собак и вывозить павший скот, что совсем не повышало их боеспособность. При этом вся команда жила на казарменном положении, отлучаться без разрешения начальства никому не позволялось. Многие пожарные сидели в казармах без отпусков месяцами, а то и годами.
Меняться ситуация начала лишь с 1873 г., когда в связи с введением в Российской империи всеобщей воинской повинности, было прекращено комплектование пожарных команд через Военное министерство, а пожарных стали принимать на службу по вольному найму.
Для привлечения людей в пожарные части государство начало внедрять систему льгот для пожарных. Были изданы правила, определявшие сроки службы, преимущества и обязанности, а также устанавливавшие моральные и материальные поощрения за длительную службу и самоотверженность при тушении пожаров.
Такой подход оказал положительное влияние на развитие пожарного дела: постепенно начало увеличиваться количество профессиональных команд, разрабатывались новые тактические способы и приемы борьбы с пожарами, совершенствовалась структура пожарных подразделений, появлялись новые специальности, газодымозащитная и водозащитная службы, внедрялись в практику пожаротушения новые образцы техники, пожарно-технического вооружения, совершенствовались средства связи и оповещения.
Все это уже в начале 20 века дало определенные результаты: пожарная служба твердо встала на ноги, практически канули в лету катастрофические пожары. Тем не менее, именно в этот период начинается расцвет пожарного добровольчества, которое из вспомогательного движения, помогающего городским пожарным командам, превращается в самостоятельную силу и на рубеже веков становиться флагманом в развитии отечественного пожарного дела.
В СССР история пожарной службы началась с декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанного Председателем СНК В.И. Лениным 17 апреля 1918 года. Само название декрета говорит о том, что вопросы организации борьбы с пожарами уже в первые месяцы существования Советской власти были приравнены к важнейшим государственным задачам. Эта дата впоследствии многие десятилетия отмечалась как день советской пожарной службы.
В  1921 году в соответствии с Постановлением “Совета труда и обороны” на железных дорогах в пределах 7 районов РСФСР, объединявших по 5-6 губерний, начали свою деятельность первые 7 пожарных поездов. Они стояли на боевом расчете с 15 мая по 1 ноября 1921 года в Москве, Бологое, Вологде, Смоленске, Курске, Самаре и Екатеринбурге. Белорусское направление прикрывал пожарный поезд, находящийся в Смоленске.
Пожарный поезд того времени имел на вооружение паровую машину или мотопомпу, два бака для воды общей емкостью 1500 ведер и 1000 метров пожарных рукавов.
В настоящее время на Белорусской железной дороге дислоцируются 16 пожарных аварийно-спасательных поездов (ПАСП) с повышенными тактико-техническими характеристиками. Такие поезда способны тушить пожары, предотвращать течь или осуществлять перекачку, проводить работу по нейтрализации опасных грузов. Вместо баков для воды – две специализированные железнодорожные цистерны  ёмкостью по 50-60 тонн каждая.
18 мая 1994 года Президиум Верховного Совета Республики Беларусь издал указ об установлении профессионального праздника – Дня пожарной службы, который ежегодно празднуется в нашей стране 25 июля.
Поздравляем коллективы пожарных аварийно-спасательных поездов с профессиональным праздником!
Желаем спокойных трудовых будней.  Пусть в работе будет меньше риска  и пусть стихия покоряется вам.
Благодарим всех за нелёгкий труд и желаем вам крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов!

К списку новостей за 2020 год