Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Гомельское отделение Белорусской железной дороги

История отделения

По результатам научного исследования, проведенного Государственным научным учреждением «Институт истории Национальной академии наук Беларуси», установлено, что впервые по территории Беларуси постоянное железнодорожное сообщение было открыто 27.12.1862 на участке Поречье-Гродно Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. Руководству Белорусской железной дороги предоставлено о данном историческом факте официальное заключение. Постановлением от 01.03.2010 № 2/57 «О дате образования Белорусской железной дороги» Белорусской железной дороги и Белорусского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей принято считать 27.12.1862 датой образования Белорусской железной дороги.

2012 год для тружеников стальной магистрали - юбилейный. В этом году многотысячный коллектив железнодорожников отметил 150-летие Белорусской железной дороги.

Историческая справка Гомельского отделения Белорусской железной дороги

Железнодорожная сеть Гомельщины складывалась постепенно, почти на протяжении столетия.

Впервые по территории Гомельщины железнодорожная линия прошла в 1873 году от станции Ново-Вилейск до Гомеля, а в 1874 году от Гомеля до Ромны (Украина). Сданы в эксплуатацию первые участки Минск- Жлобин и Гомель-Жлобин Ландваро-Роменской железной дороги (в 1877 года переименована в Либаво-Роменскую).

В 1874 году — сдан в эксплуатацию участок Гомель-Тереховка. Участок от Красного Берега до станции Тереховка Либаво-Роменской железной дороги и сейчас входит в Гомельское отделение Белорусской железной дороги.

В 1873 г. в Гомеле построены Главные мастерские по ремонту подвижного состава, тормозов, спецоборудования. С 1928 году это -паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ), сейчас ВРЗ.

16 ноября 1873 - построено паровозное депо Гомель

Второе широтное направление Гомельского отделения развивалось с открытия в 1886 году Лунинец-Гомельской и в 1887 году Гомель-Брянской железнодорожных линий, вошедшие в состав Полесских железных дорог, управление которых находилось в Вильно. Введены в эксплуатацию линии Лунинец-Гомель, Гомель — Брянск. Станция Гомель с этого момента становится железнодорожным узлом.

Дорога, строящаяся в основном в стратегических целях, стала выполнять значительные объемы коммерческих перевозок и явилась стимулом ускорения развития своего района тяготения.

В 1878 году в Гомеле начало работать Гомельское железнодорожное техническое училище. Оно было основным поставщиком кадров для Либаво-Роменской дороги. Училище размещалось в одноэтажном деревянном, специально-построенном для него здании со стороны вокзала. В 1919 г. оно было переименовано в Гомельский железнодорожный техникум (одно из старейших среднетехнических учебных заведений не только в Беларуси, но и России).

1902 год — вступил в строй участок Витебск-Жлобин.

1911 год — участок Василевичи-Хойники.

1915-1916 годы — участок Словечно-Калинковичи-Жлобин.

Для увеличения паровозной способности строятся вторые пути на участках Гомель-Щорс (1902 г.), Гомель-Лунинец (1904 г.), Гомель-Брянск (1913 г.), Жлобин-Орша, Жлобин-Осиповичи (1915 г.).

1919 год — созданы Западные железные дороги с управлением в г. Гомеле;

1936 год — в результате разукрупнения железных дорог из Западной железной дороги выделилась Белорусская железная дорога.

В 1953 году в мае, с целью улучшения управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью транспорта БССР, объединили Белорусскую и Минскую ж. д. с управлением в Минске, а в освободившемся здании управления дороги в Гомеле (ул.Кирова) был открыт Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ, ныне БелГУТ).

На основании постановления Совета министров СССР от 19.09.1946 г. «Об организации отделений железных дорог» приказом МПС от 23.09.1946 года на базе двух отделений Гомельского и Жлобинского и Калинковичского подотдела организовано Гомельское отделение Белорусской железной дороги.

Первым начальником отделения был назначен Александр Николаевич Ложков, который проработал в этой должности до 1955 года. В последующие годы начальниками отделения были:

  • Илья Спиридонович Таранюк — 1955-1959
  • Петр Александрович Сыцко —    1959-1961
  • Иван Яковлевич Сушков —          1961-1976
  • Аркадий Сергеевич Близнюк —   1976-1984
  • Николай Аврамович Гуд —           1984-1992
  • Александр Петрович Удодов —    1992-2012

С января 2013 года Гомельское отделение возглавляет Дворак Григорий Владимирович.