Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Гомельское отделение Белорусской железной дороги

Гомельскому отделению Белорусской железной дороги - 75 лет

elektronnye_obracsheniya.png
Расчет тарифов

11 ноября 2021

Отделение дороги находится на важнейшем стратегическом перекрестке и связывает пути с востока на запад. Через Гомельское отделение проходят направления на Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск и на многие другие города. Приказом Министра путей сообщений СССР 23 сентября 1946 года было организовано 274 отделения железной дороги, в том числе и Гомельское.
Гомельское отделение Белорусской железной дороги активно содействовало формированию и становлению мощного промышленного потенциала Гомельщины, по праву являясь «кровеносной системой» экономики региона.
На всех этапах своей богатой истории гомельские железнодорожники отличались социальной зрелостью, высоким профессионализмом, всегда созидательно чтили свое прошлое, воплощённое в многочисленных богатых трудовых традициях.
Железнодорожная сеть Гомельщины складывалась постепенно, на протяжении почти полутора столетий. Впервые по территории Гомельщины железнодорожная линия прошла в 1873 году от станции Ново-Вилейск до Гомеля, а в 1874 году от Гомеля до Ромны (Укранина). В июле 1874 года сданы в эксплуатацию первые участки Минск - Жлобин и Гомель - Жлобин Ландваро-Роменской железной дороги (в 1877 года переименована в Либаво-Роменскую).
Важное значение для развития промышленности, городов, рыночных отношений на белорусских землях имела Либаво-Роменская железная дорога, которая связала белорусские губернии с портами Балтийского моря и Украиной. Она непосредственно соединила хлебородные районы Украины с единственным незамерзающим в Российской империи портом Балтийского моря – Либавским. Влияние дороги усиливалось, благодаря пересечению со многими другими влиятельными дорогами европейской части Российской империи.
16 ноября 1873 года – в городе Гомель построено паровозное депо. С расширением сети железных дорог появилась потребность в осуществлении обслуживания и ремонта тягового и подвижного состава. В 1874 году в Гомеле построены «Большие мастерские в Гомеле» по ремонту подвижного состава, тормозов, спецоборудования (позже, в 1928 году будут преобразованы в паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ), в настоящее – время вагоностроительный завод). В 1874 году – сдан в эксплуатацию новый участок Гомель – Тереховка.
В истории железнодорожного строительства на территории Гомельщины возникает почти десятилетняя пауза.
С начала 80-х годов царизм резко меняет свою политику по отношению к частному железнодорожному строительству и начинает в широких масштабах проводить выкуп дорог в казну. Крупнейшим примером казенного железнодорожного строительства стало сооружение Полесских железных дорог.
Строить на Полесье всегда было тяжело. Полесская дрыгва и в прямом, и в переносном смысле могла поглатить любые человеческие усилия. Но первая белорусская инициатива по постройке железной дороги родилась именно здесь. Участок Лунинец – Гомель открылся 25 февраля 1886 года. 8 августа 1887 года на станции Гомель в присутствии министра путей сообщения торжественно отмечалось завершение строительства участка Гомель – Брянск. Эти две ветки вошли в состав Полесских железных дорог, управление которых располагалось в городе Вильно. Станция Гомель с этого момента становится железнодорожным узлом.
Эксплуатация Полесских железных дорог благоприятно оказало влияние на экономику края. С открытием Полесских железных дорог край быстро начал развивать сбыт своей продукции. Открывались новые лесопильные заводы. Вместе с тем развился и экспорт леса за границу.
9 апреля 1899 года было принято решение о строительстве Витебск-Жлобинской железной дороги. И 24 декабря 1902 года по линии Витебск – Жлобин открылось регулярное движение. Жлобин стал железнодорожным узлом.
В течение 1914 – 1920 годов железные дороги Беларуси подвергались непрерывному воздействию военно-политических событий. Во время войны с Германией значительная часть дорог на протяжении 1915 – 1918 годов непосредственно входила в сферу военных действий. В ходе польско-советской войны разрушались здания, мосты, железнодорожное полотно. Произошли существенные изменения в составе перевозок.
В 1919 году был создан Западный округ путей сообщения, в который вошли участки Либаво-Роменской и Полесских железных дорог. В этом же году из Минского и Гомельского отделов была создана Западная железная дорога с управлением в городе Гомеле.
С 1 октября 1929 года начала функционировать новая Западная железная дорога, образованная в соответствии с приказом НКПС от 8 июля 1929 года. Дорога была образована в результате объединения всех участков, входивших в состав Московско-Киевско-Воронежской железной дороги и ранее функционировавшей Западной дороги, а также включения отдельных участков Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской железных дорог. Управление дороги находилось в Гомеле. В составе новой Западной дороги находились: Минское отделение, Жлобинское, а также Гомельское отделение эксплуатации.
В мае 1936 года в результате разукрупнения Западной железной дороги была образована Белорусская железная дорога с управлением в городе Гомеле. На 1 декабря 1936 года Белорусская железная дорога имела эксплуатационную длину 2736 километров, развернутую – 3922 километра.
1941 год… Война изменила условия и характер работы транспорта. Началом такой перестройки явился перевод движения поездов с 24 июня 1941 года на военный график. Высокую организованность и мужество проявили железнодорожники Гомельщины при подвозе всего необходимого фронту и эвакуации людей и материальных ценностей. Только из Гомеля ежедневно в тыл отправлялось 250-300 вагонов с эвакогрузами.
В июле 1941 года был сформирован полк народного ополчения, в составе которого сражался батальон железнодорожников. Много славных страниц в историю партизанского движения вписали гомельские партизаны, подпольщики, в рядах которых воевали железнодорожники. Главные удары партизаны наносили по вражеским коммуникациям на железнодорожных магистралях. Подрывники Гомельского партизанского соединения пустили под откос 769 вражеских эшелонов. Защищая Родину в рядах Красной армии, железнодорожники несли службу в бронепоездах, привлекались для обслуживания прифронтовых участков дорог в составе военно-эксплуатационных восстановительных формирований НКПС.
За годы фашистской оккупации Гомельский железнодорожный узел был полностью разрушен: взорваны мосты, пути, уничтожены средства сигнализации и связи. Высокий трудовой героизм был проявлен при восстановлении железнодорожного узла. Уже на 5-й день после освобождения Гомеля началось движение поездов по двум важнейшим направленимя – Жлобинскому и Калинковичскому. Мост через р.Сож был восстановлен в мае 1944 года, но по нему с большим трудом можно было пропустить в сутки только 12 пар поездов.
К концу 1944 года были введены в эксплуатацию почти все объекты паровозного и вагонного хозяйства, пути, связи и другие устройства. Одновременно ремонтировались жилые дома, приводились в порядок помещения культурного бытового назначения.
Труд в военное и послевоенное время гомельских железнодорожников высоко был оценен правительством, 5 лучших железнодорожников удостоены звания Героя социалистического труда:
- Мышастый К.Н.- машинист колонны НКПС, присвоено звание в 1943 г.;
- Чухнюк Е.М.- машинист колонны НКПС, присвоено звание в 1943 г.;
- Шебуняев А.М.- машинист локомотивного депо Жлобин, присвоено звание в 1958 г.;
- Окорков В.А.- главный инженер службы ШЧ, присвоено звание в 1959 г.
- Панькова Е.Д.- электросварщица Гомельского вагонного депо, присвоено звание 1960 г.
На основании постановления Совета министров СССР от 19.09.1946 г. «Об организации отделений железных дорог» приказом МПС от 23.09.1946 года на базе двух отделений Гомельского и Жлобинского и Калинковичского подотдела началось формирование Гомельского отделения Белорусской железной дороги. В этом же году были введены во временную эксплуатацию два южных пассажирских зала второго этажа вокзала станции. Закончены работы по устройству пассажирского тоннеля на станции Гомель, а в 1948 году был сдан в эксплуатацию восстановленный, а вернее построенный заново, Гомельский вокзал единовременной вместимостью 700 пассажиров на месте разрушенного немецкими оккупантами одноэтажного здания вокзала.
12 ноября 1946 года был назначен начальник Гомельского отделения Белорусской железной дороги Александр Николаевич Ложков, который проработал в этой должности до 1955 года, в последующие годы начальниками отделения были:
Илья Спиридонович Таранюк - 1955-1959 гг.;
Петр Александрович Сыцко -1959-1961 гг.;
Иван Яковлевич Сушков – 1961-1976 гг.;
Аркадий Сергеевич Близнюк – 1976-1984 гг.;
Николай Аврамович Гуд – 1984-1992 гг.;
Александр Петрович Удодов -1992 -2012 гг.
В настоящее время руководит отделением железной дороги Дворак Григорий Владимирович.
Сегодня в состав Гомельского отделения железной дороги входит четыре железнодорожных узла: Гомельский, Жлобинский, Калинковичский, Барбаровский и 61 железнодорожная станция.
Структура отделения железной дороги представляет собой: 25 обособленных структурных подразделений (филиалов) и одно дочернее предприятие (транспортно-экспедиционное республиканское дочернего унитарное предприятие «Гомельжелдортранс»), на которых трудится более 10 000 человек. В состав Гомельского отделения входят подразделения крупных железнодорожных узлов Гомеля, Жлобина и Калинковичи: 3 локомотивных депо, два вагонных депо, три дистанции пути, три дистанции сигнализации и связи, вагонный участок, дистанция защитных лесонасаждений, дистанция энергосбережения и др. Грузовая работа обеспечивается на 26 станциях Гомельского отделения железной дороги.
Железная дорога всегда ассоциируется с комфортом, скоростью и высоким качеством обслуживания. За этим налаженным механизмом стоит работа тысяч профессионалов, которые круглосуточно держат руку на пульсе.
За 75 лет сделано многое:
- осуществлена модернизация и переход всех диспетчерских участков на систему диспетчерской централизации отечественного производства ДЦ «Нёман», что позволило существенно сократить затраты на оборудование рабочих мест диспетчеров и обеспечить их наиболее полной информацией об оперативной поездной ситуации, состояния устройств СЦБ, связи и энергосбережения;
- реализована государственная программа развития железнодорожного транспорта Беларуси на 2011 – 2015 годы, в рамках инвестиционного проекта «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи»;
- В 2013 году открыто движение на электровозной тяге на участе Осиповичи – Жлобин.
- 17 июня 2016 года осуществлено открытие регулярного движения поездов на электровозной тяге по направлению Гомель – Минск –Гомель.
- 3 августа 2016 года прошло открытие межрегиональных пассажирских перевозок бизнес-класса электропоездом ЭПм InterCity по направлению Гомель – Минск. Гомель стал вторым городом после Бреста, где линии бизнес-класса обслуживаются подвижными составами компании «Штадлер».
- в 2017 году для усиления транспортных связей между столицей и Полесским регионом открыто движение поезда межрегиональных линий эконом-класса Козенки – Минск, следующий через Осиповичи, Жлобин, Светлогорск и Калинковичи.
- проведены работы по устройству микропроцессорных централизаций (МПЦ) Жлобинского, Гомельского и Калинковичского узлов.
Белорусская железная дорога продолжает работы по электрификации участка Жлобин-Калинковичи-Барбаров. 15 октября 2021 года на участке Светлогорск-Калинковичи установили последнюю опору контактной сети. Монтаж “золотого звена” состоялся на участке Светлогорск-Жердь.
Всего на участке Светлогорск-Калинковичи установлено более 2650 опор контактной сети, на которых смонтировано более 10 тысяч элементов контактной подвески, развернутая длина смонтированного провода контактной сети на этом участке составляет более 140 километров, а питающего провода – более 70 километров.
Время не стоит на месте. В Гомельском отделении железной дороги совершенствуются способы реализации транспортных услуг, развиваются информационно-аналитические системы, а также системы информационного обеспечения пассажиров.
Для расширения возможностей потребителей самостоятельно оплачивать проезд на поезда с ненумерованными местами на станциях и вокзалах отделения установлены терминалы самообслуживания. На вокзалах Гомель, Жлобин, Калинковичи внедрены новые терминалы самообслуживания, позволяющие осуществлять продажу проездных документов на поезда региональных линий, как за наличный, так и за безналичный расчет.
Продолжается целенаправленная работа по развитию внешнеэкономической деятельности, на высоком уровне обеспечена экспортная выручка. Непрерывно реализовывается программа ремонта пути, подвижного состава и технических средств.
Идет работа с новыми проектами. Реализован новый проект по отправке сухопутным маршрутом целлюлозы ОАО «Светлогорский ЦКК» ускоренным контейнерным поездом со станции Светлогорск-на-Березине в Китай. Главным преимуществом сухопопутного маршрута по сравнению с доставкой морским путем является более короткий срок доставки – 16 суток против 1,5-2 месяцев. Кроме того, отсутствует необходимость перегруза в порту продукции из вагонов в 40-футовые контейнеры. Отгружены контейнеры, в том числе, в Китай поездом «Викинг» через морские порты, а также в Пакистан, Бангладеш, Индонезию, Индию, Ливан и ОАЭ.
Но всё же главное достояние Гомельского отделения – это люди. Большое внимание уделяется решению социально-бытовых проблем в рамках трудового коллектива (вопросы оздоровления, санаторно-курортного лечения, функционирования объектов социального назначения и пр.), формированию у работников РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» принципов и потребностей здорового образа жизни и развития физической культуры и спорта. В состав Гомельского отделения железной дороги входят такие социальные объекты, как Культурно-спортивный комплекс и Санаторий.
Первое упоминание о железнодорожном клубе относится к 01.12.1920 года. С тех пор он превратился в Культурно-спортивный комплекс, в состав которого входят: Дворец культуры железнодорожников им. В.И.Ленина, спортивный зал игровых видов спорта, стадион «Локомотив», музей Гомельского отделения Белорусской железной дороги, центр досуга станции Калинковичи.
Во Дворце культуры железнодорожников им. В.И.Ленина созданы все условия для организации досуга, развития творческих способностей железнодорожников и жителей города Гомеля. Театральный зал, открытый в 2011 году после реконструкции, является одним из лучших концертных залов Гомельской области. Для взрослых и детей организована работа в коллективах художественного творчества.
В 2012 году после реконструкции стадиона «Локомотив» открылся Универсальный зал игровых видов спорта, который предназначен для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по волейболу, баскетболу и мини-футболу на международном уровне. Вместимость зала рассчитана на 750 зрителей.
В 2021 году с помощью Федерации футбола Республики Беларусь построено полноразмерное футбольное поле с искусственным покрытием для проведения соревнований. На базе стадиона «Локомотив» тренируются две железнодорожные спортивные команды: по футболу «Локомотив» и мини-футболу «БЧ», которые входят в состав Культурно-спортивного комплекса.
Для оздоровления железнодорожников предназначен Санаторий. Санаторий был открыт 15июня 1964 года. Это современная здравница, где круглый год отдыхают и поправляют своё здоровье железнодорожники, члены их семей и жители области. В настоящее время, с целью расширения спектра и улучшения качества оказываемых санаторно-курортных услуг, разработана и введена лечебно-реабилитационная программа санаторно-курортного лечения «Свободное дыхание», предназначенная для оказания лечебно-реабилитационной помощи людям, перенёсшим инфекцию COVID-19 .
Также, в состав Санатория входит оздоровительный лагерь «Лесные дали», где ежегодно в летнее время оздоравливаются дети железнодорожников.
Без прошлого нет будущего. Перенимая опыт ветеранов труда и учитывая их многолетний добросовестный труд, опыт, мастерство, доброту и мудрость, то все лучшее, что сделано для успешной работы железнодорожников, Гомельское отделение не забывает и об адресной помощи ветеранам. На учете ветеранской организации состоит более шести тысяч ветеранов-железнодорожников. Выполнение социальных гарантий осуществляется благодаря целенаправленной слаженной совместной работе с нашими партнёрами – Объединённой районной профсоюзной организацией.
Повышению престижа железнодорожных профессий, развитие у работников Белорусской железной дороги чувства гордости за принадлежность к «трудовой семье» белорусских железнодорожников, содействию возрождения, сохранения и развития семейных трудовых традиций способствуют трудовые династии. На отделении железной дороги трудовые семейные династии – опора нашего предприятия, его гордость. Потому что вслед за родителями на дорогу приходят дети, поколения сменяют друг друга на рабочих местах, передавая свой опыт и знания. В Гомельском отделении железной дороги трудится более 60 династий с общей численностью - 290 человек. Среди них есть семьи состоящие из 3-х, 4-х и 5-ти поколений. Общий трудовой стаж династий составляет - 7859 лет. К самым старейшим и многочисленным можно отнести династии: Самодум, Храничевых и Потапенко.
В целях привлечения  молодежи к решению производственных задач созданы и работают молодежные поездные и молодежные локомотивные бригады, как правило, состоящих из членов ОО «БРСМ». В Гомельском отделении железной дороги активно осуществляется рационализаторская деятельность, которая в большей части направлена на уменьшение эксплуатационных расходов и улучшение условий работ. Постоянная работа мысли творческого коллектива на производстве является залогом нововведений, важным фактором приумножения научного и технического потенциала.
Ежегодно молодёжь успешно участвует в республиканском конкурсе «100 идей для Беларуси» и конкурсе молодёжных инициатив Белорусской железной дороги. В нынешнем году девять работ гомельчан из двадцати четырех призовых мест были признаны победителями конкурса молодежных инициатив. Номинации конкурса охватывают все направления деятельности железной дороги: безопасность движения поездов, перевозку грузов и пассажиров, производительность труда, экономия топливно-энергетических и материальных ресурсов, охрана окружающей среды, охрана труда, автоматизация производственных процессов, цифровая трансформация. Также, молодые работники отделения ежегодно участвуют в конкурсе молодежных инициатив среди работников Белорусской железной дороги, который направлен на выявление талантливой молодежи, чьи идеи смогут улучшить работу Белорусской железной дороги.
Гомельское отделение железной дороги старается идти в ногу со временем. Так, в мае 2021 года, в целях создания положительного имиджа Белорусской железной дороги в обществе, был создан свой официальный телеграм-канал «Железные новости». На канале освещаются такие рубрики как «Человек труда», «История предприятия», «Странички истории», а также видео, фото- репортажи о работниках предприятий, их профессиях, фото-видео репортажи технологических процессов, ремонтов, масштабных действий с участием большого количества работников, рационализаторские предложения работников с кратким описанием и фото, чествование работников за победы в различных соревнованиях, конкурсах.
Пользуясь случаем, сердечно поздравляем уважаемых ветеранов и весь многотысячный коллектив железнодорожников Гомельского отделения Белорусской железной дороги с юбилейной датой – 75-летием со дня образования Гомельского отделения железной дороги!
В отрасли успешно решаются многие социальные вопросы, совершенствуется и модернизируется перевозочный процесс, реализуются новые проекты. Все это позволяет с оптимизмом смотреть вперед и надеяться, что труд работников железнодорожного транспорта и в будущем будет вносить весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры и укрепление экономического потенциала Гомельщины и Республики Беларусь.
Желаем всем работникам стальной магистрали, крепкого здоровья, неугасаемой энергии, исполнения намеченных планов, надежных деловых партнеров и новых трудовых успехов на благо развития Белорусской железной дороги и Республики Беларусь!

К списку новостей за 2021 год